5 класс

Новый учебный год 23/24

Видеоуроки 

 «Истоки классической музыки. Национальные истоки классической музыки. 

И.Бах Обучающее видео к уроку


Модуль : Музыка моего края

Фольклор - народное творчество




Модуль: Музыка народов мира

Музыкальный фольклор народов Европы




Музыка и изобразительное искусство

III четверть

Что роднит музыку и изобразительным искусством?
"Небесное и земное в музыке и красках"

Три вечные струны: молитва, песнь. любовь...

Композиторы используют средства музыкальной выразительности при создании музыкальных образов так же, как художники выбирают разные техники и приёмы при написании картин. Потому в этих видах искусства можно встретить идентичные термины: линия, ритм, композиция. Темы произведений искусства подсказывает сама жизнь и окружающие авторов события. 


Великий скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.

В сцене кораблекрушения в балете «Корсар» стремительное звучание скрипок рисует картину разбушевавшегося моря с сильным ветром, а звучание ударных инструментов имитируют раскаты грома.

В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.

В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж.

Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.

Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.

Регистр бывает высокий, средний и низкий.

Диапазон объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.

Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.

Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.

Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.

Она учитывает акценты, пропорции, уравновешивание частей. Пример композиции, когда фигуры движутся к зрителю, картина Иллариона Прянишникова “Крестный ход”. Некоторые приёмы композиции в живописи применимы и к музыке, например, акцентирование – выделение чего-то важного, существенного.

В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.

Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.

К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.

Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.

Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.

У русского композитора 19 века, П. И. Чайковского, есть фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года».

В «Детском альбоме» Чайковский создаёт зарисовки, отражающие детские заботы того времени: «Утренняя молитва», «Новая кукла», «Нянина сказка» и другие сцены из жизни ребёнка. Во «Временах года» музыкальными средствами композитор показывает характерные приметы каждого месяца года.

Мелодия в пьесе «Апрель» стремится вверх, что придаёт музыке лёгкость и воздушность. В основе трёхдольный размер 6/8, что делаем музыку похожей на вальс.

Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.

Валерий Гаврилин создал оркестровую сюиту “Перезвоны”, один из номеров которой называется «Вечерняя музыка».

Композитор Георгий Свиридов так высказался о сюите Гаврилина: …” Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».

Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.

Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.

Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.

Шарль Франсуа Гуно – французский композитор 19 века написал мелодию к одной из прелюдий Баха, именно поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство. Поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство.

Одно из самых известных произведений, посвящённых Богоматери - «Аве Мария» австрийского композитора Франца Шуберта.

Ещё одно музыкальное обращение к Богородице создал итальянский композитор и певец Джулио Каччини. Хотя позднее авторство этого композитора, жившего в 16-17 веке, стали ставить под сомнение. Есть мнение, что эта музыка принадлежит советскому композитору Владимиру Вавилову.

Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.

Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.

Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.


                                      ПОЁМ ПЕСНЮ: 

"Аве Мария"                               Аве Мария+       Аве Мария -

1.

Прячутся мысли, зачем их ловить?

думаем мы, что умеем любить.

Думай-не думай,

Гадай-не гадай,

Что тебе ближе сам выбирай.

Припев:

Ходят, рядом по кругу, очень разные люди.

Не заметит друг друга, так зачем же мы любим?

не находят друг друга, ошибаются люди.

Так зачем мы на свете? так зачем же мы любим?

Аве Мария.

2 куплет:

Только играя, кто первый вздохнёт,

сердце другого себе заберёт.

Выиграл тот, кто просто сильней,

сердце ведь очень ценный трофей.

Припев:

Аве Мария

Припев:

2. 

Ходят, рядом по кругу, очень разные люди.

Не заметит друг друга, так зачем же мы любим?

не находят друг друга, ошибаются люди.

Так зачем мы на свете? так зачем же мы любим?

Аве Мария.

 


Комментарии