Музыкальные шедевры

Сергей Рахманинов романс «Сирень»: история, интересные факты, содержание



Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…

Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

Историю создания романса «Сирень» Рахманинова, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

«Жизнь прожить, не поле перейти» - эта известная народная мудрость хорошо известна каждому человеку, ведь вступая во взрослую жизнь, у него всегда возникает много проблем и трудностей. Однако не всё так печально и на смену тёмным, несущим отчаяние и разочарование приходят светлые жизненные полосы, которые дарят удачу и радость. Так было и в судьбе великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: его путь к славе оказался весьма тернистым.

Ещё будучи студентом консерватории, молодой музыкант привлёк к себе пристальное внимание, как талантливый пианист и композитор. Автор Концерта для фортепиано с оркестром, вокальных миниатюр и фортепианных композиций, в числе которых знаменитая «Прелюдия до-диез минор», спустя некоторое время стал любимцем публики. Дипломная работа Рахманинова — опера «Алеко», по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», так понравилась Петру Ильичу Чайковскому, что по его ходатайству была показана в Большом театре.

Окрылённый успехом, Рахманинов в 1895 году приступил к созданию своей Первой симфонии, на которую возлагал надежды приобрести известность не только у себя на родине, но и за её пределами. Однако всё случилась не так, как мечтал Сергей. Не оглушительный фурор, а полный провал ожидал Рахманинова в Петербурге 15 марта 1897 года после премьерного исполнения его нового сочинения. Александр Глазунов, не вникнувший в суть новаторского произведения, да к тому же в тот вечер не совсем трезвый, представил симфонию так, что реакция как слушателей, так и критиков была ужасающей. После такого психологического удара молодого композитора настигло не только сильное разочарование, но и глубокая депрессия. Рахманинова накрыло такое отчаяние, что для себя он решил, что с композиторским творчеством покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.

И действительно, Сергей почти четыре года не мог сочинять. Как всегда и в печали, и в радости рядом с ним был его верный и преданный друг – кузина Наталья Сатина. Они знали друг друга с раннего детства и вместе провели отрочество. Рахманинов порой посмеивался и дразнил Наташу, а девочка плакала от обиды, что стройный красавец, в которого она была влюблена, не воспринимает её всерьёз. Прошло время, и когда детская дружба молодых людей доросла до взаимного чувства, Сергей понял, что рядом именно та девушка, жизнь без которой не имеет смысла. Наташа очень любила своего кузена, поэтому с радостью приняла его предложение. Тем не менее, девушка прекрасно понимала, что весьма не просто быть женой гениального композитора, который к тому же пользовался большим успехом у женщин. До Наташи постоянно доходили слухи о его бесчисленных романах.


Став невестой композитора, девушка ещё более старалась помочь жениху справиться с его душевным расстройством. Она проявила упорную настойчивость и заставила Рахманинова посетить психотерапевта Николая Даля, который в то время в Москве считался лучшим специалистом в данной области. Курс лечения был настолько эффективен, что композитор вновь вернулся к творчеству и вскоре написал свой знаменитый Второй Концерт для фортепиано с оркестром. Однако даже после успешного премьерного исполнения нового произведения в октябре 1901 года Рахманинов ещё не до конца сбросил с себя гнёт душевного оцепенения, и только через полгода, накануне венчания с Наташей, он вновь почувствовал вкус к жизни и понял, что как никогда счастлив.

В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле - цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века», и в связи с этим через некоторое время композитор создал инструментальную версию вокальной миниатюры.

Надежда Ивановна Забела

Сирень. С. Рахманинов. исп. Е.Образцова

Сергей Рахманинов романс «Сирень»: история, интересные факты, содержание

Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…

Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

Историю создания романса «Сирень» Рахманинова, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

«Жизнь прожить, не поле перейти» - эта известная народная мудрость хорошо известна каждому человеку, ведь вступая во взрослую жизнь, у него всегда возникает много проблем и трудностей. Однако не всё так печально и на смену тёмным, несущим отчаяние и разочарование приходят светлые жизненные полосы, которые дарят удачу и радость. Так было и в судьбе великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: его путь к славе оказался весьма тернистым.

Сергей Рахманинов

Ещё будучи студентом консерватории, молодой музыкант привлёк к себе пристальное внимание, как талантливый пианист и композитор. Автор Концерта для фортепиано с оркестром, вокальных миниатюр и фортепианных композиций, в числе которых знаменитая «Прелюдия до-диез минор», спустя некоторое время стал любимцем публики. Дипломная работа Рахманинова — опера «Алеко», по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», так понравилась Петру Ильичу Чайковскому, что по его ходатайству была показана в Большом театре.

Окрылённый успехом, Рахманинов в 1895 году приступил к созданию своей Первой симфонии, на которую возлагал надежды приобрести известность не только у себя на родине, но и за её пределами. Однако всё случилась не так, как мечтал Сергей. Не оглушительный фурор, а полный провал ожидал Рахманинова в Петербурге 15 марта 1897 года после премьерного исполнения его нового сочинения. Александр Глазунов, не вникнувший в суть новаторского произведения, да к тому же в тот вечер не совсем трезвый, представил симфонию так, что реакция как слушателей, так и критиков была ужасающей. После такого психологического удара молодого композитора настигло не только сильное разочарование, но и глубокая депрессия. Рахманинова накрыло такое отчаяние, что для себя он решил, что с композиторским творчеством покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.

И действительно, Сергей почти четыре года не мог сочинять. Как всегда и в печали, и в радости рядом с ним был его верный и преданный друг – кузина Наталья Сатина. Они знали друг друга с раннего детства и вместе провели отрочество. Рахманинов порой посмеивался и дразнил Наташу, а девочка плакала от обиды, что стройный красавец, в которого она была влюблена, не воспринимает её всерьёз. Прошло время, и когда детская дружба молодых людей доросла до взаимного чувства, Сергей понял, что рядом именно та девушка, жизнь без которой не имеет смысла. Наташа очень любила своего кузена, поэтому с радостью приняла его предложение. Тем не менее, девушка прекрасно понимала, что весьма не просто быть женой гениального композитора, который к тому же пользовался большим успехом у женщин. До Наташи постоянно доходили слухи о его бесчисленных романах.

Рахманинов с женой Натальей

Став невестой композитора, девушка ещё более старалась помочь жениху справиться с его душевным расстройством. Она проявила упорную настойчивость и заставила Рахманинова посетить психотерапевта Николая Даля, который в то время в Москве считался лучшим специалистом в данной области. Курс лечения был настолько эффективен, что композитор вновь вернулся к творчеству и вскоре написал свой знаменитый Второй Концерт для фортепиано с оркестром. Однако даже после успешного премьерного исполнения нового произведения в октябре 1901 года Рахманинов ещё не до конца сбросил с себя гнёт душевного оцепенения, и только через полгода, накануне венчания с Наташей, он вновь почувствовал вкус к жизни и понял, что как никогда счастлив.

В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле - цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века», и в связи с этим через некоторое время композитор создал инструментальную версию вокальной миниатюры.

Надежда Ивановна Забела
ноты романса «Сирень»

Интересные факты

  • Романс «Сирень» Рахманинов написал на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой). Талантливая писательница и поэтесса была дочерью выдающегося учёного Андрея Николаевича Бекетова, женой литератора Платона Краснова, а также родной тётей поэта Александра Блока.
  • На премьере поэмы «Колокола», состоявшейся в феврале 1914 года, Рахманинову преподнесли дирижерский пульт, щедро украшенный белой сиренью и дирижерскую палочку, выполненную из слоновой кости, на которой была вырезана все та же сирень. И даже когда спустя 4 года Рахманинов навсегда покидал Россию, в его купе чудесным образом оказалась ароматная ветка гроздьев...
  • Почитательница Рахманинова, постоянно дарившая ему сирень, долгое время так и оставалась таинственной незнакомкой. Друзья композитора ее так и называли – «Белой Сиренью». И лишь спустя несколько лет один из них открыл ему великую тайну – «Белой Сиренью» оказалась Фекла Яковлевна Руссо. Эта скромная учительница из Киевской губернии, влюбившись в его музыку, воплотила свое признание в белоснежный благоухающий цветок – чистый, невинный, весенний символ, дурманящий сладким ароматом. Композитор написал ей, и между ними завязалась душевная дружба.
  • Спустя несколько лет после смерти композитора пианист Ван Клиберн посадил на его могиле саженец белой сирени, подаренный ему в Москве советскими студентами. И пусть Рахманинов покоится далеко за океаном, в Нью-Йорке, но живой и благоухающий куст русской сирени навеки связал его с родной стороной.
  • Внешне привлекательный и талантливый Сергей Рахманинов всегда имел множество поклонниц. В творческом наследии композитора насчитывается более восьми десятков вокальных миниатюр, и почти каждая из них имела посвящение той или иной представительнице прекрасного пола. При этом обязательно стоит отметить, что в эмиграции маэстро не написал ни одного романса, видимо на создание таких лирических композиций у него не было вдохновения.
  • Не так давно, в октябре 2017 года, в Музее-усадьбе Рахманинова, расположенном в Тамбовской Ивановке - лаборатории композиторского мастерства русского музыкального гения, открыли интересную монументальную композицию, в центре которой символично посадили живую сирень, а ноты прославленного романса запечатлели на бронзе.
  • Рахманинов был очень дружен с выдающимся певцом Шаляпиным, для которого написал, а также посвятил ему несколько романсов. Сергей Васильевич часто шутил над знаменитым вокалистом, а Фёдор Иванович узнав, что в древнем роду композитора есть татарские корни, любя именовал его «татарской мордой».
  • В восьмидесятые годы прошлого столетия писатель Юрий Нагибин написал сценарий к фильму, повествующему о юношеских годах Сергея Рахманинова и о его первой любви. По некоторым обстоятельствам кинолента с названием «Белая сирень», режиссёром которой должен был быть Андрей Кончаловский, так и не была снята. Однако в 2007 году российские зрители увидели замечательный фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», в котором была представлена романтическая история загадочного подношения композитору его любимых цветов.
  • В Казани вот уже несколько лет проводится музыкальный фестиваль фортепианной музыки под названием «Белая Сирень», который посвящен великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову.

Содержание романса «Сирень»

«Сирень». Этот изумительный по своей выразительности и возвышенности романс, является подлинным шедевром камерно-вокального жанра. Его наполненная светлой одухотворённостью жизнеутверждающая мелодия с первых тактов заставляет окунуться в поэтичную атмосферу и прочувствовать особую притягательность красоты весенней природы. Вся музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися вокальными фразами и выразительными фигурациями фортепианного аккомпанемента, отображающего лёгкое колебание листвы, создают ощущение умиротворённости и сладостного покоя.

-6

Помимо того безмятежность музыке романса, написанного в простой двухчастной форме, тональности Ля-бемоль мажор и сложном тактовом размере - 9/4, придаёт своеобразное ладовое строение начальных тактов. Их мелодическая линия и фортепианное сопровождение, основаны на бесполутоновом пентатоническом звукоряде. Далее, эмоционально развиваясь, музыкальный материал композиции выходит за границы пятиступенного лада.

Сирень – этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней. Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/iz-zhizni-muzykantov/romans-dlinoyu-v-zhizn



История одного шедевра:

«Ноктюрн»    

Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского стал настоящим гимном любви.



Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.

Одна из самых известных песен, написанных в соавторстве выдающегося армянского композитора Арно Бабаджаняна и поэта Роберта Рождественского является лирическое произведение именно под таким названием – «Ноктюрн» и знакомо оно, безусловно, каждому из нас.

Она сразу своей задушевностью и красотой захватила слушателей, а через три года певец Иосиф Кобзон попросил поэта Роберта Рождественского написать к ней слова. Вскоре новоявленная песня приобрела огромную популярность, и сегодня, спустя почти сорок лет, она продолжает восхищать публику.

История создания: музыка и стихи

«Ноктюрн» увидел свет в 1980 году и первоначально был написан не для вокального исполнения, а как музыкальная пьеса.

«Ноктюрн» Арно Бабаджаняна для фортепиано с оркестром стал «лебединой» песней композитора. Это музыка, которую невозможно слушать спокойно.



 В 1983 году, уже после кончины Арно Бабаджаняна, Иосиф Кобзон попросил Роберта Рождественскогонаписать стихи на великолепную музыку «Ноктюрна».
    О том, как все было, вспоминал сын Арно Бабаджаняна Араик: «… Отец, создавая песню, всегда знал, кто будет ее исполнять. Он очень тонко чувствовал вокальные особенности того или иного артиста. А ведь с ним работали очень многие и, что примечательно, разноплановые певцы: от Людмилы Зыкиной до Софии Ротару, от Юрия Гуляева до Жана Татляна. Не говоря уже об Иосифе Кобзоне, который порой в шутку обижался, пеняя отцу: мол, главные хиты достаются Муслиму, а мне лишь иногда что-то перепадает. Хотя первый исполнитель знаменитого «Ноктюрна», вопреки расхожему мнению, именно Кобзон, а не Магомаев.




Роберт Рождественский, Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев

Изначально папа создал это произведение для того, чтобы самому исполнять на рояле. Помню, как мы ездили с силантьевским оркестром, он выходил на сцену и играл эту проникновенную мелодию. И однажды Кобзон сказал Бабаджаняну: «Слушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть напишет стихи — я очень хочу исполнить эту песню». На что отец ответил: «Нет, эту вещь трогать не надо. Вот когда меня не будет, что хотите, то и делайте». И действительно, после папиной смерти Иосиф Давыдович обратился к Рождественскому, который написал очень пронзительный текст. Первое исполнение «Ноктюрна» состоялось, если не ошибаюсь, в 1984 году на концерте в Колонном зале Дома союзов».

Практически все стихи Рождественского о любви посвящены единственной музе поэта – «любимой Алёнушке». Литературный критик Алла Киреева и Роберт Рождественский прожили вместе 41 год. В одном из писем к жене, поэт писал: «Милая, родная Аленушка! Впервые за сорок лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж. Значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе подарить к этому — (до сих пор не верю!) — общему юбилею. А потом увидел стоящий на полке трёхтомник и даже засмеялся от радости и благодарности к тебе. Целое утро делал закладки к тем стихам, которые (аж с 51-го года!) так или иначе имеют к тебе отношение… Ты — соавтор практически всего, что я написал…».


Роберт Рождественский и Алла Киреева

А умирая, он очень просил ее: «Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда».

Так, необычайно лирическая, проникновенная мелодия, созданная армянским композитором Арно Бабаджаняном, дополненная по-настоящему удивительными и глубокими строками стихотворения Роберта Рождественского, стала настоящим гимном самого яркого и сильного чувства любви.



"В лесу родилась ёлочка" (фортепианные импровизации)

 


Монсеррат Кабалье и Кончи Веласка

Джоакино Россини  "Кошачья каватина"

Кошачий дуэт (итал. Duetto buffo di due gatti) — шуточная вокальная пьеса, изображающая двух мяукающих кошек. Традиционно она приписывается Джоакино Россини, однако в действительности представляет собой компиляцию из трёх частей: к «Кошачьей каватине» датского композитора Кристофа Вейсе добавлены два фрагмента из оперы Россини «Отелло»: отрывок из дуэта Отелло и Яго во II акте и одна из тем арии Родриго «Ah, come mai non senti» из того же акта. Эта компиляция (компиляция (музыка)      англ. compilation ) — в музыкальной индустрии сборник( альбом ) музыкальных записей на определенную тему) была впервые опубликована в 1825 г. под псевдонимом Г. Бертольд, за которым, как считается, скрылся английский композитор Роберт Лукас Пирсолл. Кошачий дуэт – довольно популярное произведение и записывался в том числе известными исполнителями. Послушайте, как он звучит в исполнении Монтсеррат Кабалье и испанской актрисы Кончи Веласко.

"Кошачья каватина" Д. Россини






Комментарии