Музыкальные шедевры
Сергей Рахманинов романс «Сирень»: история, интересные факты, содержание
Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…
Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.
Историю создания романса «Сирень» Рахманинова, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
«Жизнь прожить, не поле перейти» - эта известная народная мудрость хорошо известна каждому человеку, ведь вступая во взрослую жизнь, у него всегда возникает много проблем и трудностей. Однако не всё так печально и на смену тёмным, несущим отчаяние и разочарование приходят светлые жизненные полосы, которые дарят удачу и радость. Так было и в судьбе великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: его путь к славе оказался весьма тернистым.
Ещё будучи студентом консерватории, молодой музыкант привлёк к себе пристальное внимание, как талантливый пианист и композитор. Автор Концерта для фортепиано с оркестром, вокальных миниатюр и фортепианных композиций, в числе которых знаменитая «Прелюдия до-диез минор», спустя некоторое время стал любимцем публики. Дипломная работа Рахманинова — опера «Алеко», по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», так понравилась Петру Ильичу Чайковскому, что по его ходатайству была показана в Большом театре.
Окрылённый успехом, Рахманинов в 1895 году приступил к созданию своей Первой симфонии, на которую возлагал надежды приобрести известность не только у себя на родине, но и за её пределами. Однако всё случилась не так, как мечтал Сергей. Не оглушительный фурор, а полный провал ожидал Рахманинова в Петербурге 15 марта 1897 года после премьерного исполнения его нового сочинения. Александр Глазунов, не вникнувший в суть новаторского произведения, да к тому же в тот вечер не совсем трезвый, представил симфонию так, что реакция как слушателей, так и критиков была ужасающей. После такого психологического удара молодого композитора настигло не только сильное разочарование, но и глубокая депрессия. Рахманинова накрыло такое отчаяние, что для себя он решил, что с композиторским творчеством покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.
И действительно, Сергей почти четыре года не мог сочинять. Как всегда и в печали, и в радости рядом с ним был его верный и преданный друг – кузина Наталья Сатина. Они знали друг друга с раннего детства и вместе провели отрочество. Рахманинов порой посмеивался и дразнил Наташу, а девочка плакала от обиды, что стройный красавец, в которого она была влюблена, не воспринимает её всерьёз. Прошло время, и когда детская дружба молодых людей доросла до взаимного чувства, Сергей понял, что рядом именно та девушка, жизнь без которой не имеет смысла. Наташа очень любила своего кузена, поэтому с радостью приняла его предложение. Тем не менее, девушка прекрасно понимала, что весьма не просто быть женой гениального композитора, который к тому же пользовался большим успехом у женщин. До Наташи постоянно доходили слухи о его бесчисленных романах.
Став невестой композитора, девушка ещё более старалась помочь жениху справиться с его душевным расстройством. Она проявила упорную настойчивость и заставила Рахманинова посетить психотерапевта Николая Даля, который в то время в Москве считался лучшим специалистом в данной области. Курс лечения был настолько эффективен, что композитор вновь вернулся к творчеству и вскоре написал свой знаменитый Второй Концерт для фортепиано с оркестром. Однако даже после успешного премьерного исполнения нового произведения в октябре 1901 года Рахманинов ещё не до конца сбросил с себя гнёт душевного оцепенения, и только через полгода, накануне венчания с Наташей, он вновь почувствовал вкус к жизни и понял, что как никогда счастлив.
В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле - цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века», и в связи с этим через некоторое время композитор создал инструментальную версию вокальной миниатюры.
Сергей Рахманинов романс «Сирень»: история, интересные факты, содержание
8 минут212 прочтений16 сентября 2024
История одного шедевра:
«Ноктюрн»
Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского стал настоящим гимном любви.
Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.
Одна из самых известных песен, написанных в соавторстве выдающегося армянского композитора Арно Бабаджаняна и поэта Роберта Рождественского является лирическое произведение именно под таким названием – «Ноктюрн» и знакомо оно, безусловно, каждому из нас.
Она сразу своей задушевностью и красотой захватила слушателей, а через три года певец Иосиф Кобзон попросил поэта Роберта Рождественского написать к ней слова. Вскоре новоявленная песня приобрела огромную популярность, и сегодня, спустя почти сорок лет, она продолжает восхищать публику.
История создания: музыка и стихи
«Ноктюрн» увидел свет в 1980 году и первоначально был написан не для вокального исполнения, а как музыкальная пьеса.
«Ноктюрн» Арно Бабаджаняна для фортепиано с оркестром стал «лебединой» песней композитора. Это музыка, которую невозможно слушать спокойно.
Роберт Рождественский, Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев
Изначально папа создал это произведение для того, чтобы самому исполнять на рояле. Помню, как мы ездили с силантьевским оркестром, он выходил на сцену и играл эту проникновенную мелодию. И однажды Кобзон сказал Бабаджаняну: «Слушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть напишет стихи — я очень хочу исполнить эту песню». На что отец ответил: «Нет, эту вещь трогать не надо. Вот когда меня не будет, что хотите, то и делайте». И действительно, после папиной смерти Иосиф Давыдович обратился к Рождественскому, который написал очень пронзительный текст. Первое исполнение «Ноктюрна» состоялось, если не ошибаюсь, в 1984 году на концерте в Колонном зале Дома союзов».
Практически все стихи Рождественского о любви посвящены единственной музе поэта – «любимой Алёнушке». Литературный критик Алла Киреева и Роберт Рождественский прожили вместе 41 год. В одном из писем к жене, поэт писал: «Милая, родная Аленушка! Впервые за сорок лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж. Значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе подарить к этому — (до сих пор не верю!) — общему юбилею. А потом увидел стоящий на полке трёхтомник и даже засмеялся от радости и благодарности к тебе. Целое утро делал закладки к тем стихам, которые (аж с 51-го года!) так или иначе имеют к тебе отношение… Ты — соавтор практически всего, что я написал…».
Роберт Рождественский и Алла Киреева
А умирая, он очень просил ее: «Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда».
Так, необычайно лирическая, проникновенная мелодия, созданная армянским композитором Арно Бабаджаняном, дополненная по-настоящему удивительными и глубокими строками стихотворения Роберта Рождественского, стала настоящим гимном самого яркого и сильного чувства любви.
"В лесу родилась ёлочка" (фортепианные импровизации)
Монсеррат Кабалье и Кончи Веласка
Джоакино Россини "Кошачья каватина"
Кошачий дуэт (итал. Duetto buffo di due gatti) — шуточная вокальная пьеса, изображающая двух мяукающих кошек. Традиционно она приписывается Джоакино Россини, однако в действительности представляет собой компиляцию из трёх частей: к «Кошачьей каватине» датского композитора Кристофа Вейсе добавлены два фрагмента из оперы Россини «Отелло»: отрывок из дуэта Отелло и Яго во II акте и одна из тем арии Родриго «Ah, come mai non senti» из того же акта. Эта компиляция (компиляция (музыка) англ. compilation ) — в музыкальной индустрии сборник( альбом ) музыкальных записей на определенную тему) была впервые опубликована в 1825 г. под псевдонимом Г. Бертольд, за которым, как считается, скрылся английский композитор Роберт Лукас Пирсолл. Кошачий дуэт – довольно популярное произведение и записывался в том числе известными исполнителями. Послушайте, как он звучит в исполнении Монтсеррат Кабалье и испанской актрисы Кончи Веласко.
Комментарии
Отправить комментарий