Интересные факты о музыке

Субличности знаменитого романтического композитора — Роберта Шумана

Интересные факты из жизни композиторов. 

   Модест Петрович Мусоргский, опера «Борис Годунов»

Модест Петрович Мусоргский, опера «Борис Годунов»


Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

«Борис Годунов» – наиболее значительное оперное произведение великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского, полностью им законченное (1869 год) и позже вынужденно переработанное во второй редакции (1872 год). Литературной основой либретто стала одноимённая историческая драма Александра Сергеевича Пушкина.

Действие происходит в период правления царя Бориса Годунова с 1598 по 1605 годы, перед началом «Смутного времени». А главными действующими лицами, по определению самого Мусоргского, стали «царь Борис Годунов и русский народ».

Модест Петрович Мусоргский_3

Модест Петрович Мусоргский

 

Путь оперы в театр был непростым и небыстрым. В своей первой редакции опера написана Мусоргским в 1869 году, после чего композитор передал её на утверждение в дирекцию Императорских театров. Ответ был отрицательным без указания причин, но имелись свидетельства, указывающие поводом отсутствие «положительной женской роли».

Поэтому Мусоргский продолжил работу: он написал новый «польский» акт с Лжедмитрием и Мариной Мнишек, добавил «Песню Шинкарки» для сцены в корчме. Картину «Площадь перед собором Василия Блаженного» композитор заменил на монументальную сцену о народном восстании под Кромами, было сделано и множество других доработок. Премьера второй редакции 1872 года, первоначально также отвергнутой, прошла в Мариинском театре Санкт-Петербурга лишь 27 января 1874 года.

Государственный академический Мариинский театр

Государственный академический Мариинский театр

 

И всё же при жизни Мусоргского опера «Борис Годунов» не получила истинного признания музыкального сообщества, даже несмотря на большой успех у публики. Музыкальная критика резко негативно выступила в оценках произведения, в том числе громко звучали голоса композиторов, которых Мусоргский считал своими близкими соратниками, друзьями по музыкальному кружку «Могучая кучка» – М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, и, к очень большому расстройству Модеста Петровича, даже Н.А. Римского-Корсакова. Новаторство идей и музыкальных интерпретаций Мусоргского встретили критически, а местами – враждебно.

Сам композитор, написавший ряд других шедевров: оперы, оркестровые пьесы, фортепианные и вокальные циклы, романсы и многое другое, также не получил большого признания при жизни, что воспринималось им болезненно, привело к депрессии, алкогольной зависимости и преждевременной кончине в 1881 году в возрасте всего лишь 42 лет.

Музыка Мусоргского несла в себе черты ярко выраженного русского национального колорита, была необычной и новаторской, что не соответствовало канонам господствовавшей тогда музыкальной моды, ориентированной на Западную Европу, как и вкусам её российских подражателей.

В 1882 году опера «Борис Годунов» была исключена из репертуара Мариинского театра Санкт-Петербурга.

Модест Петрович Мусоргский_2

М.П. Мусоргский

 

Через 10 лет после смерти Мусоргского в 1891 году Николай Андреевич Римский-Корсаков взялся за доработку и переделку оперы «Борис Годунов», желая адаптировать её к современным музыкальным нормам. Работа была закончена через пять лет, и в 1896 году опера в редакции Римского-Корсакова была впервые представлена в Санкт-Петербургской консерватории. После чего опера именно в этой редакции вернулась в репертуары лучших театров Санкт-Петербурга и Москвы, других городов России, представлялась в Европе – например, в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже в 1908 году.

На сегодня существует несколько редакций оперы «Борис Годунов»: две редакции Мусоргского, две – Римского-Корсакова (вторая – от 1908 года), редакция знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича, и некоторые другие. Все версии в разные годы XX века, и по наши дни представлялись в ведущих театрах России, Европы, США – в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, в том числе и авторские редакции М.П. Мусоргского.

В наше время музыковеды признают, что характерам героев оперы и духу времени повествования больше соответствует именно авторский вариант произведения.

Опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов»

 

Модест Петрович Мусоргский – непризнанный при жизни гениальный композитор и виртуозный фортепианный импровизатор. Обычно писал музыку сразу начисто, заранее всё продумывая и гармонизируя в уме, без набросков и черновиков. Он значительно превзошёл по вкладу в мировую музыку практически всех своих критиков и гонителей, включая коллег по «Могучей кучке» Балакирева, Кюи, отчасти даже своего друга и ближайшего соратника, гениального Римского-Корсакова.

Сейчас в основном только специалистам известны имена участников отрицательного (шесть голосов против одного) тайного голосования репертуарного комитета 1871 года по опере «Борис Годунов»: немцев Людвига Маурера и Эдуарда Бетца, чехов Эдуарда Направника и Игнатия (Гынека) Воячека, француза Сильвена Манжана, итальянца Джованни Ферреро, А.Д. Попкова.

А именем Мусоргского названы малая планета, самолёт и корабль, улицы в десятках городов от Бреста и Калининграда до Владивостока, в том числе в Москве и Алма-Ате (Казахстан), столице Болгарии Софии, Харькове (Украина). Имя композитора присвоено Михайловскому театру оперы и балета в Санкт-Петербурге, Государственной консерватории в Екатеринбурге, многим государственным музыкальным училищам, колледжам и школам. Установлены памятники в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пскове и других городах, отчеканены памятные монеты.                                                

  Александр Николаевич Скрябин

Одним из экспонатов Российского национального музея музыки является фотография Александра Скрябина в Бельгии.
Снимок композитор сделал в фотоателье «Клэри» в Брюсселе: в начале XX века он несколько лет гастролировал по Америке, Франции, Швейцарии, Италии и Бельгии. На фирменном паспарту он оставил свой автограф и дарственную подпись: «Вечерам современной музыки» — музыкальному кружку, который существовал в Петербурге в 1900–1912 годах. В него входили критики Вячеслав Каратыгин и Альфред Нурок, композиторы Иван Крыжановский и Аркадий Покровский, пианист Александр Медем. Они распространяли современные в те годы музыкальные сочинения, организовывали концерты. С 1909 года критик Владимир Держановский вместе с женой начали устраивать встречи кружка и в Москве. Именно ему Скрябин подарил свой брюссельский снимок. Также композитор начертил на фотографии нотные строчки, на которых записал коротенькие отрывки из Четвертой сонаты для фортепиано и «Поэмы экстаза», которую он сочинил летом 1905 года.





"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь" 

- в этой короткой строке, вложенной Пушкиным в уста Сальери, как будто, воплощен весь музыкальный дар Амадея.








И. С. Бах






16. Академическая музыка XX в.




15. Зарубежная академическая музыка XXв.




14. Русские композиторы IXI -XX в.в

13. Музыка эпохи позднего романтизм.



12. Русские композиторы 19 века



11. Музыка эпохи романтизма.                               Э. Григ. И. Штраус



10. Музыка эпохи романтизма.                 Брамс. Верди. Бизе



9. Музыка эпохи романтизма.  Берлиоз. Вагнер. Лист.


8. Музыка эпохи романтизма.                       Шуберт. Мендельсон. Шуман. Шопен.

7. Музыка эпохи  классицизма. Гайдн. Моцарт. Бетховен.



6. Музыка эпохи барокко.  Бах. Гендель. Страдивари


5.Музыка эпохи Возрождения

4.Музыка Средневековой Европы.          Нотация. Инструменты.


3.Музыка Античности. Трактаты о музыке.



2.Музыка Древней Индии и Китая




1.Музыка Древнего Египта




Народные праздники и традиции


Традиции празднования Нового года



Комментарии