8 класс

ПАРИИЖСКИЕ СЕЗОНЫ. С. ДЯГИЛЕВ "Парижские сезоны"

 Новый учебный год 23/24

Музыкальные традиции Востока

Урок№17




Урок №17   Музыкальная культура Индии

 Пользователи, которые играют в инструменты


Опера "Князь Игорь"

РУССКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ОПЕРА
А.П.БОРОДИ 

https://soundtimes.ru/opera/spektakli/knyaz-igor

Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку - Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники - восхваляются, бедствия и сложности - воспринимаются с болью, а хорошие события - радуют весь русский люд, включая современного зрителя.

Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!

Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.

С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.

Интересные факты

  • Удивительно, но А.П. Бородин несмотря на то, что сочинил эту известную оперу и явно обладал композиторским талантом, по образованию был химиком и медиком! В его научных трудах свыше 40 работ по химии, и даже одна химическая реакция названа в его честь!
  • Композитор работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти - разрыв сердца.
  • Известный факт, что Римский-Корсаков и Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после кончины Бородина. Но бытует мнение, что этого не нужно было делать, так как на самом деле практически вся музыка была написана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, они тесно общались с Александром Порфирьевичем.
  • На примере двух образов из Князя Игоря: Галицкого и хана Кончака, можно было судить по великолепной исполнительской интерпретации Федора Шаляпина, великого русского оперного певца. Им были исполнены обе эти партии, и в каждой из них он индивидуально и уникально подходил к исполнительству. И когда Шаляпин был на сцене, не возникало сомнений, что сейчас перед зрителем сам Хан или же Князь Галицкий.

  • Сочиняя попевки для своей оперы «Князь Игорь», Бородин вписал популярную русскую протяжную народную песню, название которой было практически одноименным с известными Воробьевыми горами в Москве - «Горы Воробьевские».
  • Народные половецкие песни заложены в музыкальную основу половецкого акта сочинения Бородина. Композитор получил их от венгра П. Хунвальди, который в то время был известным путешественником. К сожалению, по настоящее время эти записи считаются утерянными.
  • Князь Игорь был задуман Бородиным, как былинный богатырь, поэтому его образ максимально приближен к этой задумке композитора.
  • Интересно, что в книге «Слово о полку Игореве» народные сцены отсутствуют, но главная идея, заложенная неизвестным летописцем, имеет мысль о народе. Александр Порфирьевич же наоборот, изобразил эту идею в произведении, используя многочисленные и разнообразные хоровые сцены.
  • Бронзовую статую Ярославне установили в городе Путивле (1983г.). Интересно, что создатели памятника, по случайности, сделали его неправдоподобным. Ярославна босая и простоволосая. Княгиня не могла быть без обуви, как простая крестьянка, а также без головного покрытия, так как была замужней женщиной.
  • Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».

  • Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.
  • Группа Ария выпустила песню "Поле битвы" (2009). В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра». Инструментальную обработку во второй композиции сделал Владимир Холстинин.
  • В рекламе кваса "Русский дар" (2014) - в конце ролика идет сольное, мужское исполнение «Улетай на крыльях ветра» в рок-обработке.
  • Известный американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный, инструментальный фрагмент "На крыльях ветра".

 

Музыка

«Князя Игоря» принято называть народно-эпической оперой. Сам Александр Порфирьевич говорил о близости своего произведения к глинкинской опере  "Руслан и Людмила". Эпичность в "Игоре" заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы, масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.



Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с большим эмоциональным подтекстом сразу легли на русские души, а благодаря сюжету с патриотическим народным началом и любовной историей - произведение стало всемирно известным.

История создания «Князя Игоря»

Александр Порфирьевич Бородин

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из "Слово о полку Игореве". Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина, и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Несмотря на такое количество вмешательств, опера получилась художественно-целостная. Все композиторы тесно общались и дружили, а также вместе работали. Учитывая тот факт, что Глазуновым и Римским-Корсаковым была оркестрована большая часть произведения, Николай Андреевич настаивал, что «Князь Игорь» - полное сочинение А.П. Бородина. Справедливое ли такое утверждение, можно сказать, при сравнении редакции двух завершающих оперу творцов и авторскую редакцию, которая была недавно издана.

 

Постановки

В 2015 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки музыкальной драмы «Князь Игорь». В Мариинском театре (Санкт-Петербург) впервые был показан этот спектакль. Событие состоялось, учитывая изменения с новым стилем, 4 ноября 1890 года. «Князь Игорь» сразу понравился публике и получил большой успех. По утверждению одного из присутствующих на постановке современника - эта опера является новой, русской и при этом классической. Так началось большое путешествие «Князя Игоря» по оперным театрам мира. Первая зарубежная премьера состоялась в Праге (1899). Затем в Париже (1909) был предоставлен сокращенный вариант оперы. В 1914 году, во время большого сезона русской оперы и балета в Лондонском королевском театре был продемонстрирован "Князь Игорь". В 1915 году Нью-Йорк увидел красочную постановку на сцене "Метрополитен-оперы". Показ в Милано состоялась в 1916 году в театре "Ла Скала".

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.

В постсоветское и советское время «Князь Игорь» пользовался большой популярностью на российских и советских сценах. И в наше время эта опера также пользуется спросом, как в России, так и в Европе. Стоит отметить, что современные постановки модернизированы под публику 21 века, поэтому могут быть применены костюмы и декорации не тех исторических времен, а видоизмененные под нынешний век.

В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира. Исторические события, переплетенные с любовными историями - всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь - это две темы, которые не могут быть забыты. А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.



«Гоголь-сюита». Спектакль «Ревизская сказка»                 Альфред Шнитке


Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей кино и театра. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».


История создания

В 1975 году Альфреду Шнитке исполнился тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз композиторов и создать большое количество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двух симфоний, пяти инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным, анимационным и документальным фильмам, среди которых знаменитый «Белорусский вокзал».

Альфред Шнитке

Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали многих. В своих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы, классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин «полистилистика».

Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой симфонии», которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишком радикальным и руководство как Московской, так и Ленинградской филармоний побоялось, что публика его не воспримет. По этой причине первое исполнение симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с театральным авангардистом по работе в 1973 году над спектаклем «Турандот» по произведению Бертольта Брехта, которая, к сожалению, была приостановлена, так как театр не получил разрешения на постановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое сотрудничество, на которое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и эмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое и комическое, пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, что после репетиций Шнитке приходил к режиссеру домой с набросками сочинений. По мнению Юрия Петровича Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».

Далее наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначены как период успеха и всеобщего признания. Творческий арсенал композитора постоянно пополнялся новыми талантливыми произведениями, среди которых в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» - выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».

 

Шнитке Юрий Любимов и Альфред Шнитке

 

Геннадий Рождественский

 Спектакль «Ревизская сказка» 

 

Интересные факты

  • Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создал оркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.
  • Сюита – это последовательность пьес, следующих одна за другой.
  • Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.
  • Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являются Феликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.
  • Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета населения.
  • Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка к следующим спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго».
  • Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.
  • В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.
  • В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.
  • Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в качестве реликвии.
  • Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая Васильевича Гоголя.

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

Спектакль «Ревизская сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь, как писатель и творец, повествует и встречается со своими героями.

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Чиновник, махинатор

«Мёртвые души»

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

«Записки сумасшедшего»

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Повесть «Портрет»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Повесть «Шинель»

Фердинанд VIII

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

«Записки сумасшедшего»

 

Увертюра

Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

Детство Чичикова

В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.

Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.

Портрет

Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

Шинель

Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

Фердинанд VIII

В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники

В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

Бал

Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.

«Гоголь-сюита» - это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.

 


"Человек есть тайна"

Рок-опера "Преступление и наказание"

Фрагменты рок-оперы: "Преступление и наказание"






Ж. Бизе опера «Кармен»

 

Кармен

Сюжет оперы Ж. Бизе «Кармен» взят из одноименного романа П. Мериме. В центре круговорота событий - красивая, страстная и свободолюбивая цыганка, своим образом жизни и поступками меняющая жизни окружающих ее людей. Это последняя опера композитора, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Она считается кульминацией творчества Жоржа Бизе и его жизненным фиаско.

Действующие лица

Голос

Описание

Карменмеццо-сопраноандалусская цыганка
Дон Хозетенорсержант драгун
Микаэласопранодеревенская девушка, невеста Хозе
Эскамильобаритонтореадор
Фраскитасопраноцыганка
Мерседесмеццо-сопраноцыганка
Моралесбаритонофицер, сержант драгун
Цунигабасофицер, лейтенант драгун
Ремендадотенорконтрабандист
Данкайробаритонконтрабандист

 



Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.

А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.

На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.


Интересные факты

  • Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит.
  • В 1905 году учёные открыли новый астероид, который получил имя «Кармен».




  • Знаменитый немецкий канцлер Отто фон Бисмарк присутствовал при разных обстоятельствах на показе «Кармен» 27 раз.
  • Английский музыковед Хью МакДональд писал о том, что французская опера не знает большей фаталистки, чем Кармен. Вне Франции её потомками могли быть «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лулу» Альбана Берга.
  • Премьера спектакля состоялась 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. А ровно через 3 месяца после нее не стало и самого композитора. О причинах его смерти до сих пор спорят. По одной из версий, Бизе не смог пережить фиаско «Кармен» и той «безнравственности», в которой его обвинили после премьеры. Опера казалась публике неприличной, ведь ее героями были бандиты, курящие работницы фабрики, контрабандисты и простые солдаты. А характеризуя главную героиню оперы, ценители искусства и вовсе не стеснялись в выражениях - она была истинным воплощением вульгарности и грязи.
  • Опера была обозначена композитором как комическая. Да и первое представление состоялась в «Опера-Комик». Причем здесь комическое, спросите вы? Все просто. По традициям французского театра, все произведения, главными героями которых являются простые люди, причисляли к жанру комедии. Именно по этой причине в опере чередуются музыкальные номера с разговорными диалогами - по такой схеме строились все комические оперы во Франции.
  • Одному из содиректоров театра Опера Комик пришлось оставить свою должность из-за этого произведения. Адольф де Левен считал, что в таком жанре, как комическая опера, категорически не должно быть убийства, тем более такого страшного и изощренного. По его мнению, насилие абсолютно не укладывается в нормы приличного общества. Он всячески пытался убедить в этом авторов, неоднократно приглашал к себе на беседу либреттистов, уговаривая их сделать характер Кармен помягче и изменить финал. Последнее требовалось для того, чтобы зрители уходили из театра в прекрасном настроении. Однако согласия они так и не достигли, и в итоге Адольф был вынужден покинуть свой пост. Это стало своеобразным знаком протеста против спектакля, в котором ведется пропаганда убийства.


  • Незадолго до смерти, Ж. Бизе заключил контракт с Венской Государственной оперой о постановке «Кармен». Несмотря на некоторые правки и отличия от оригинала автора, выступление ждал огромный успех. «Кармен» снискала похвалу не только простых зрителей, но и таких видных композиторов, как Иоганнеса Брамса и Рихарда Вагнера. Это был первый серьёзный успех творения Ж. Бизе на пути к мировому признанию.
  • 23 октября 1878 года в музыкальной академии Нью-Йорка состоялась первая премьера данного произведения в США. В том же году опера предстала перед зрителями Санкт-Петербурга.
  • «Кармен» стала последней оперой, поставленной на сцене Большого (Каменного) театра. Именно этим произведением театр решил закончить свою историю – после последней постановки его закрыли, затем передали в РМО, а после и вовсе снесли. В 1896 году на его месте возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.


История создания «Кармен»

Жорж Бизе

О своих планах написать оперу «Кармен» Жорж Бизе сообщил в 1872 году. Уже тогда «Комическая опера» сделала заказ известным либреттистам Анри Мельяку и Людовику Галеви, и они вовсю работали над текстом. Им удалось существенно преобразить новеллу П. Мериме. Прежде всего, изменения коснулись образов главных персонажей – в их интерпретации они стали более благородными. Хозе, из сурового нарушителя закона, превратился в честного, но слабовольного человека. По-другому представлена и цыганка – в ней больше подчеркнута независимость, а жажда воровства и хитрость скрыты. Авторы изменили и место действия – если в литературном первоисточнике все происходило в трущобах и ущельях, то в либретто все события перенеслись в центр Севильи, на площади и улицы. Драматурги ввели в оперу нового персонажа – возлюбленную Хозе, Микаэлу, чтобы показать полную противоположность Кармен. Тореадор из безынициативного и безымянного участника превратился в жизнерадостного Эскамильо, который сыграл решающую роль в судьбе главной героини.

Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.


Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия. Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.

Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.

Постановки «Кармен»

Постановки «Кармен»

Премьера оперы состоялась в столице Франции, в Опера комик. Это было 3 марта 1875 года. Зрители не знали, как реагировать на этот спектакль: в нем была очень красивая музыка, мгновенно врезающаяся в память, но и был ужасный сюжет, о котором просто неприлично говорить в светском обществе. Опера провалилась, а ее авторов обвинили в распущенности и аморальности. Но, несмотря на то, что творение Бизе потерпело полное фиаско, оно было поставлено 45 раз за тот год. А причина тому довольно проста – обычное человеческое любопытство. Публике не давал покоя тот факт, что об этом сочинении в то время говорил весь Париж. Интерес к произведению усилился в начале лета – ровно через 3 месяца после премьеры умер Ж. Бизе. Многие пришли к выводу, что в этом виновата неудача с «Кармен», ведь провал и травля со стороны прессы спровоцировала нервное потрясение у маэстро и способствовала ухудшению его здоровья. После окончания театрального сезона спектакль было решено убрать со сцены. Тогда все были уверены, что там он больше никогда не появится.

Осенью 1875 года опера была поставлена в Вене на немецком языке. Однако то, что было показано зрителям, кардинально отличалось от того, что задумывал Бизе – это была самая настоящая опера-балет со множеством танцевальных номеров. Венский театр решил удивить публику ярким зрелищем – на сцену были выведены всадники на настоящих лошадях и целый кортеж тореадоров.

В декабре этого же года «Кармен» поставили в Италии. Впоследствии произведение имело небывалый успех, и сразу же было включено в репертуар многих мировых театров. Причем зрителям пришлась по душе именно венская, классическая постановка. На нее опирались другие режиссеры, ставящие эту оперу в других странах Европы.


В феврале 1878 года опера была привезена в Россию и показана состоятельной публике на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге. Исполняла ее императорская итальянская труппа в своей редакции. Многие сцены были вырезаны из произведения для того, чтобы не шокировать публику. Однако это не помогло, и спектакль успеха не имел. Во многом такому повороту событий способствовало и то, что солисты не успели хорошо подготовиться, поскольку очень торопились с постановкой. Как писали в то время многие газеты, премьера этого спектакля больше была похожа на репетицию, настолько в нем много присутствовало недоработок и «шероховатостей».

А вот в 1882 году другую постановку спектакля зрители встретили с восторгом, и, наконец-то, сочинение Бизе получило заслуженное признание. Ее инициатором стал новый директор императорских театров И.А. Всеволожский. Вырезанные отрывки опять появились на сцене, был выбран новый актерский состав, а все хореографические номера поставил Мариус Петипа.



В 1885 году текст либретто перевели на русский язык, и в таком варианте опера впервые прозвучала в Мариинском театре,

Тот факт, что «Кармен» получила мировое признание, заставил французов снова заинтересоваться ей. Один из композиторов того времени, Эрнест Гиро, решил сделать свою редакцию – он заменил все разговорные диалоги в творении Бизе речитативами, а также украсил финал оперы яркими хореографическими сценами. Опера была поставлена в Париже в данном варианте в 1883 году, и на этот раз прошла с настоящим триумфом. Через 21 год столица Франции увидела юбилейное, тысячное представление «Кармен».

Одним из первых русских композиторов, познакомившихся с этим сочинением Бизе, стал П.И. Чайковский. Оно настолько ему полюбилось, что Пётр Ильич даже выучил весь клавир наизусть. И когда СМИ то и дело публиковали негативные отзывы и разгромные рецензии, он твердил, что однажды эта опера станет самой популярной в мире. И русский гений не ошибся. Сегодня трагическая история о жизни вольнолюбивой цыганки в интерпретации великого французского маэстро считается одной из вершин оперной музыки – гениальным, эталонным и неподражаемым творением.




А. Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»

Ссылка на на рок-оперу:                Юнона и Авось

«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» - эти пронзительные строки увековечили историю любви юной испанки и русского дипломата. Рок-опера «Юнона и Авось» стала примером того, что искусство способно возрождать к жизни забытые события, имена и чувства.


Действующие лица

Описание

Николай Петрович РезановКамергер, русский граф
КончитаИспанская красавица
Хосе Дарио АргуэльоЕе отец
Федерикожених Кончиты

 

 Краткое содержание рок-оперы «Юнона и Авось»

Краткое содержание рок-оперы «Юнона и Авось»

Камергер Николай Петрович Резанов не находит себе места после смерти жены, обивая императорские пороги в целях создания Русско-Американской компании. Наконец, он получает высочайшее соизволение отправиться на кораблях «Юнона» и «Авось» к берегам русской Аляски для улучшения снабжения местных поселений и развития торговли с Калифорнией.

Прибыв в Сан-Франциско, Резанов знакомится с комендантом Хосе Дарио Аргуэльо и влюбляется в его 15-летнюю дочь Кончиту. Кончита отвергает жениха Федерико ради блистательного и страстного чужеземца. Происходит помолвка, Резанов должен завершить дела в Америке и поехать в Санкт-Петербург за разрешением на брак с католичкой. Кончита просит взять ее с собой: «Я буду тебе парусом в дороге!». Фатальное предчувствие не покидает влюбленных. Встретиться еще раз им так и не удалось – стремясь скорее добраться до дома, Резанов заболевает и умирает в Сибири. Кончита ждет любимого тридцать лет…

 


«Юнона и Авось» содержание
«Юнона и Авось» краткое содержание

 

«Юнона и Авось» интересные факты

 

Интересные факты

  • В либретто присутствуют цитаты из исторических документов, но ряд фактов – вымышлен. К примеру, «Юнона» и «Авось» не покупались Резановым на санкт-петербургской верфи. На самом деле из столицы вышли корабли английского производства с наименованиями «Нева» и «Надежда». Корабль «Юнона» был куплен уже в Америке – вместе с провизией, поскольку русские поселения на Аляске плохо снабжались, их жители почти голодали. А тендер «Авось» принадлежал Российско-Американской Кампании и был построен на Аляске.
  • В 2009 году «Юнона и Авось» была поставлена в театре Алексея Рыбникова. Спустя несколько лет композитор отозвал права на исполнение произведения у «Рок-оперы». Спектакль был одним из бриллиантов в афише петербургского театра, не имеющего собственной сцены и большую часть года проводящего в поездках по стране. Кроме того, с 2010 года «Рок-опера» лишилась государственного финансирования. Сегодня по России активно гастролирует «Юнона» театра Рыбникова, при этом в Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске и других городах имеются собственные постановки рок-оперы.
  • В 1991 году театр «Рок-опера» исполнял «Юнону и Авось»  в Форте Росс – месте ее реальных событий.
  • Форт Росс

    • Трагедия двух сердец, поднятая из небытия талантом композитора и поэта, настолько потрясла людей двух континентов, что в честь влюбленных был совершен обряд – на торжественной церемонии открытия памятника на могиле Резанова в Красноярске в 2000 году американская делегация развеяла над местом его упокоения землю с могилы Кончиты в Бенише (Калифорния). И забрала горсть земли для аналогичного ритуала по ту сторону океана.
    • После того, как Н. Караченцов получил травму в 2005 году, роль Резанова перешла к Д. Певцову, ранее участвовавшему в массовке спектакля. Он вышел на сцену в новом качестве через три недели после аварии Караченцова.
    • В 1983 году была снята телеверсия спектакля «Ленкома», в 2002 году к 20-летию спектакля была снята новая киноверсия с Н. Караченцовым, А. Большовой и В. Раковым.
    • «Юнона» и «Авось» второй совместной работой Захарова и Рыбникова. В 1976 году они выпустили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
    • История Кончиты и Резанова также нашла свое отражение в литературной исторической миниатюре В. Пикуля «Резановский мавзолей».
    • Одним из горячих поклонников произведения с момента его появления стал французский модельер Пьер Карден – именно он организовал в 1983 году первые зарубежные гастроли спектакля в Париже.
    • В своей книге «Авось» Н. Караченцов вспоминает, что на приемке «Юноны» и «Авось» госкомиссией у него дрожали колени.
    • В ленинградской-петербургской версии «Юнона и Авось» одним из главных персонажей спектакля стал Звонарь – альтер эго Резанова. Именно его колокол стал символом театра «Рок-опера». А партию Богоматери в спектакле исполняют два женских голоса, создавая поистине неземное звучание.

    В некоторых письмах Резанов писал, что настоящей его любовью осталась покойная супруга Анна, а обручение с Кончитой было только дипломатическим шагом. Про юную красавицу тоже сообщали, что она воодушевлена более положением и состоянием жениха, нежели романтическими чувствами. Тем не менее Резанов гнал коней через Сибирь, рискуя жизнью, чтобы как можно скорее вернуться в Петербург за разрешением на брак, а Кончита в течение года ежедневно приходила на побережье, ожидая появления русских кораблей на горизонте. Разве это не лучшее доказательство того, что любовь оказалась «сильнее расчета»?..

    История создания и постановок рок-оперы «Юнона и Авось»

    Вначале было слово. И слово это пришло с берегов Америки, тех самых, что хранили в недрах своих эту историю. Именно там Андрей Вознесенский познакомился с поэмой Брета Гарта «Консепсьон ди Аргуэльо». Его поразил и сам сюжет, и то, что американцы знали о нем гораздо лучше, чем русские. По возвращении в Москву Вознесенский начал собирать сведения об этих событиях, по результатам архивных поисков в 1970 году родилась поэма «Авось!». Поэма писалась с таким вдохновением, что Андрей Андреевич отменил даже ближайшие выступления и поездки.

    Спустя несколько лет поэт познакомился с Марком Захаровым, главным режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола, они обсудили несколько идей, возникших у Захарова и композитора Алексея Рыбникова, который написал аранжировки на темы православной духовной музыки и хотел воплотить их на сцене. Вознесенский сразу отбросил прочие темы и предложил Захарову почитать «Авось!». На следующее утро вопрос сюжета нового спектакля решился.

    Алексей Рыбников

    В 1980 году была записана пластинка, ее презентация состоялась при странных обстоятельствах одним зимним вечером в московском храме. Алексей Рыбников рассказал о своем новом произведении и несколько десятков человек в неотапливаемом помещении полтора часа слушали музыку рок-оперы.

    Создатели «Юноны и Авось» шли такими путями, поскольку их произведение не издавалось студией «Мелодия». Рыбникову пришлось через суд с Министерством культуры устанавливать свое авторство. Пластинка вышла уже после спектакля и стала одной из самых успешных в Советском Союзе, превысив тираж в 10 млн. экземпляров.

    Постановку ожидала куда более счастливая судьба – ее с первого же раза приняла госкомиссия, несмотря на молитвы, рок и провокационный текст, и 9 июля 1981 года состоялась премьера. На этом спектакле, как и на всех остальных вплоть до 2005 года роль Николая Петровича Резанова исполнял Николай Петрович Караченцов. Первой Кончитой стала Елена Шанина. Хореографию поставил Владимир Васильев, которого в театр привел Караченцов, он создал не просто танцевальные номера, а сложный пластический рисунок.

    Параллельно материал рок-оперы попал в труппу, созданную на базе ансамбля «Поющие гитары» в Ленинграде. Режиссер Владимир Подгородинский выпустил спектакль 31 декабря 1985 года. Это было самостоятельное произведение, не похожее на постановку Захарова, но получившее признание даже московской публики. Ленинградская труппа состояла из профессиональных вокалистов, поэтому сделала музыкально безупречный спектакль, в то время как у коллег из столицы явно главенствовала драматическая линия. С 1989 года коллектив называется «Санкт-Петербургский театр «Рок-опера»».

    Успех «Юнона и Авось» невероятен – московский спектакль идет по сей день с аншлагами, петербургский выдержал более 2000 представлений, обе версии за годы своего существования с гастролями посетили несколько континентов.

    Предыстория «Юноны и Авось» 

    Николай Петрович Резанов происходил из семьи обедневшего дворянского рода. Еще подростком поступил на военную службу, но через 9 лет внезапно покинул ее, перейдя на службу гражданскую. Здесь карьера его развивается стремительней и успешней, к 30 годам он уже в штате первого фаворита Екатерины Второй П.А. Зубова. Получив задание сопровождать духовную миссию в Сибирь и передать несколько поручений императрицы местному губернатору, Резанов отбывает в Иркутск.

    Николай Петрович Резанов

    Одним из виднейших предпринимателей восточной окраины страны был Г.И. Шелехов, чья компания практически монополизировала торговлю в регионе и благодаря своей деятельности присоединила Аляску к России. В Резанове Шелехов увидел близкого по духу человека, помимо хватки и предпринимательской жилки обладающего еще и столь нужными качествами как близость к первым лицам государства и дворянский титул. Соединение денег, влияния и общественного положения было заманчиво для обеих сторон, и Шелехов выдает за Резанова свою дочь Анну, которой в тот момент было только 15 лет.

    Всего полгода спустя после свадьбы Резанов становится обладателем части капитала Шелехова – тесть скоропостижно скончался в 1795 году. Резанов на высшем уровне радеет за создание единой компании для развития русской Америки и становится ее главой.

    В 1802 году после сложных вторых родов супруга Николая Петровича умирает. Он был очень счастлив в браке и с большим трудом нашел в себе силы жить дальше.


    Д. Гершвин опера «Порги и Бесс»

     Ссылка на оперу: Порги и Бесс

    Порги и БессКультовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

    Краткое содержание оперы Гершвина «Порги и Бесс» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Поргибаритоннищий инвалид
Бесссопраномолодая девушка Крауна
Краунбаритонгрузчик в порту
Джекбаритонрыболов
Кларасопраножена Джека
Спортинг-Лайфтенорторговец наркотиками
Роббинстеноржитель Кэтфиш Роу
Сиринасопраносупруга Роббинса
Питертенорпродавец меда 
Лилисопраножена Питера

 

Краткое содержание

опера Порги и Бесс

Рыбацкий посёлок Кэтфиш-Роу, расположенный близ Чарльстона. Здесь дружно живут и работают бедные афроамериканцы. Тёплый летний вечер. На улицу с младенцем выходит Клара - жена рыбака Джейка, и поёт своему сынишке красивую песню. Женщина с ребёнком направляется к находящемуся между домами большому двору, где любит собираться местное население, чтобы после трудового дня немного развлечься и поиграть в кости. Спустя некоторое время там появляется нищий калека Порги. Местные жители относятся к нему с уважением, но подшучивают над беднягой, так как знают, что ему нравиться красавица Бесс - девушка Крауна, пользующегося дурной репутацией портового грузчика. Решив развлечься, в этот двор приходят Краун и Бесс. Они навеселе от спиртного, но, помимо этого, принимают «порошок счастья», которым их обеспечил приезжий торговец Спортинг Лайф. Краун начинает играть в кости, однако находясь под воздействием дурманящего вещества, становится агрессивным. Он затеял спор, перешедший в драку, закончившуюся смертельным исходом. Краун убил местного жителя Роббинсона и сразу сбежал. Страшась приближающейся полиции, собравшиеся во дворе люди, прячутся в своих комнатах. Бесс остаётся одна. Спортинг-Лайф, давно положивший взгляд на красавицу, уговаривает девушку уехать с ним в Нью-Йорк, но Бесс категорически отказывается. Затем, ища убежища, она стучится в двери жилищ поселян, но везде встречает отказ. Только втайне влюблённый в девушку бедолага Порги, приходит ей на помощь.

Спустя некоторое время жители посёлка собрались в комнате Сирины – вдовы убитого Роббинсона. Они пришли проститься с покойным, пропеть над телом усопшего обрядовые песнопения и собрать хоть немного денег на погребение. Появляются полицейские, которые в грубой форме объявляют, что похороны должны состояться на следующий день иначе труп отдадут на опыты студентам – медикам. Помимо этого, не проведя следствия, они забирают с собой продавца мёда Питера, которого бездоказательно обвинили в убийстве. Вслед за блюстителями закона в комнату заходит похоронный агент. Узнав, что собранных денег не хватает на погребение, он, сжалившись, обещает оказать свою помощь.

Прошли недели. Бесс и Порги теперь вместе. Несчастный и угрюмый человек полностью изменился, и он превратился в добродушного весельчака. Порги счастлив, потому что рядом с ним его любимая Бесс. Соседи радуются таким счастливым переменам в жизни бедняги. Впрочем, в Кэтфиш-Роу вновь явился Спортинг Лайф, который, встретив Бесс, вновь пытается уговорить девушку уехать вместе с ним. Однако Порги, заметив притязания надоедливого ухажёра к его возлюбленной, устроил Лафту солидную взбучку.

Вскоре соседи, полюбившие Бесс, уговаривают её съездить на пикник, устраиваемый церковной общиной. Девушка не хочет оставлять Порги одного, но влюблённый мужчина, желая сделать ей приятное, отпускает Бесс. Весёлый праздник проходит на небольшом островке. Народ от души веселится до тех пор, пока капитан парохода не даёт сигнал подготовки к отплытию.  Все собрались на палубе, но там нет Бесс. Её в лесу задержал Краун, который прятался на этом острове. Через два дня девушка вернулась и сразу слегла с бредовой горячкой. Придя в сознание Бесс призналась, что любит Порги, но боится, что Краун не оставит её в покое.

С улицы доносится тревожный колокольный звон, оповещающий о надвигающейся стихии. Жители дома в страхе от разбушевавшегося урагана собрались в комнате Сирины, туда же приходит и Краун, который ищет Бесс. Вдруг Клара, взглянув в окно, увидела на берегу разбившийся баркас своего мужа Джейка, который накануне вышёл на промысел в море. Женщина, передав ребёнка Бесс, бросается на улицу, навстречу ужасной буре. Только Краун выскакивает, чтобы помочь ей, но не успевает, Клара погибает.

Когда разрушительный ветер стих, жители посёлка начинают оплакивать погибших моряков, а Бесс поёт колыбельную осиротевшей малютке Клары и Джейка.  В это время Краун вновь намеревается вернуть свою женщину, но в потасовке с изловчившимся калекой, погибает. Некоторое время спустя появляется детектив, и, чтобы установить убийцу грузчика, уводит с собой Порги для допроса. Этой ситуацией воспользовался Спортинг-Лайф. Он убеждает Бесс, что Порги посадят в тюрьму, а ей просто необходимо уехать в Нью-Йорк. Обезумев от горя, девушка наконец-то соглашается. Спустя неделю Порги возвращается домой. Узнав от соседей, что его любимая поддалась на уговоры Спортинг-Лайфа, он отправляется в далёкий город, чтобы её разыскать.

гершвин порги и бесс порги и бесс краткое содержание

 порги и бесс краткое содержание

 

Интересные факты

  • Это образец первой национальной оперы США, так ее окрестили критики после премьеры. 14 июля 1993 года почтовая служба США признала культурную значимость оперы, издав юбилейную 29 центов почтовую марку. В 2001 году «Порги и Бесс» была провозглашена официальной оперой штата Южная Каролина.
  • Интересно, что сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афро-американскую культуру и богатый колорит произведения.
  • В нашей стране оригинальная полноценная постановка спектакля была поставлена более 50 лет назад, ее исполнила негритянская труппа «Эвримен Опера». А в 1983 году был поставлен одноименный балет на музыку Джорджа Гершвина.
  • Кстати, первая постановка народной оперы была осуществлена в Бостоне под руководством Рубена Мамуляна, уроженца Тбилиси, получившего образование в Москве. Дирижером был Александр Смоленский, а художником – Сергей Судейкин, да и сам Джордж Гершвин - сын эмигранта из России.
  • «Порги и Бесс» стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре "Ла Скала".
  • Специалисты называли это произведение народной оперой, которая занимала промежуточное место между бродвейским мюзиклом и оперой.
  • Во время создания опера называлась "Порги", и лишь потом добавили "и Бесс", чтобы избежать путаницы с романом Дюбоза Хейуорда.
  • Работая над этой оперой, Гершвин специально провел несколько месяцев в Чарльстоне, чтобы как можно ближе познакомиться с культурой, бытом и особенностями пения народа.
  • Особую роль в выражении национальной самобытности играет ладо-интонационный строй. Широко применяется мажоро-минор с низкой септимой.
  • Большая часть словесного текста была написала Дюбозо Хейвардом, лишь некоторые номера принадлежат перу брата композитора.
  • В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime. Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы Гремми, а также признан самой лучшей обработкой оперы.

Колыбельная Клары «Summertime»

  • Произведение было написано Гершвиным за двадцать месяцев. Однако различные правки и доработки композитор продолжал вносить в партитуру даже во время репетиций. Полностью завершена работа над музыкальным текстом была ровно за день до премьеры.
  • Многие американские журналы и газеты после премьеры признали Гершвина «серьезным композитором».
  • Любопытно, но на сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч вариантов легендарного хита Summertime. Именно эта композиция вошла в мировой топ-10 самых лучших джазовых мелодий.
  • По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
  • Любопытно, что несколько раз возникали джазовые варианты этой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу. Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки.  Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
  • Во время первого тура по городам Америки в 1936 году, труппа потребовала разрешить присутствовать в театре всем зрителям, в том числе и темнокожим. Они выдвинули это предложение незадолго до выступления в Вашингтоне, и руководство театра пошло на встречу, согласившись с этим, чтобы не срывать долгожданную премьеру.
  • Несмотря на большой успех во время премьеры, материальные затраты на постановку оперы не смогли окупиться, и братья Гершвины потеряли около 10 тысяч долларов.

История создания «Порги и Бесс»

Джордж и Айра Гершвин с Дюбозе Хэйвордом

Либретто спектакля было написано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным по пьесе Дороти и Дюбоза Хейвард «Порги». Авторы смогли сохранить в тексте оперы народный язык первоисточника, а также смесь наивности, суеверия и необычайного темперамента. Когда композитор впервые познакомился с произведением Дюбоза Хейварда в 1926 году, то был настолько впечатлен, что сразу же написал ему письмо с предложением о сотрудничестве. У него сразу же родилась мысль о написании оперы. Спустя время они смогли приступить к работе. В 1933 году был подписан контракт с нью-йоркской «Театральной гильдией».

Сохранились сведения, что поначалу между авторами пьесы и композитором шли долгие споры, так как Хейварды настаивали на включении разговорных эпизодов (без музыкального сопровождения). Естественно, Гершвин, как композитор, был иного мнения и отдавал предпочтение именно музыкальной части. Это не удивительно, ведь он создавал первую национальную американскую оперу с богатым колоритом.

Сам Гершвин называл свою оперу «народной драмой», подчеркивая тем самым, что главным персонажем является именно народ. По этой же причине, большая роль отводится хоровым номерам, которые искусно вплетаются в сольные.

 

Постановки

порги и бесс

Премьера спектакля с огромным успехом прошла 30 сентября 1935 года в Бостоне, в «Колониэл-театре». Музыкальные и театральные критики были восхищены произведением. Дирижером выступил Александр Смолленс.

Премьера в Нью-Йорке прошла менее успешно (постановщик Рубен Мамулян), несмотря на это всего за 1,5 года спектакль выдержал 124 представления.

На европейских сценах опера оказалась в 1945 году – В Дании и Швейцарии, силами местных артистов. Однако подлинный успех спектакль обрел лишь тогда, когда его исполнила американская негритянская труппа.

Российская публика смогла оценить произведение Гершвина лишь в 1956 году, благодаря труппе из США.

Опера была экранизирована в 1958 году режиссером Отто Преминджером. Впоследствии, именно этот фильм получил Оскар в номинации за «Лучший саундтрек».

В 1983 году балетмейстер Михаил Лавровский осуществил постановку своей версии джаз-балета «Блюз» по произведению Гершвина. Премьера прошла в Тбилисском театре оперы и балета. В 1987 году вышел фильм-балет «Фантазер», в основе которого была опера «Порги и Бесс», в главной роли выступили М. Лавровский и Н. Трубникова.

Комментарии